Несколько месяцев назад на распродаже старых книг мне посчастливилось купить необычную книгу — факсимиле рукописного дневника одной английской дамы эдвардианской эпохи. Те читатели, которые знакомы с моими заметками о цветах, знают, что дары Флоры для меня – одна из больших радостей, чудес и красот в этом мире. И поэтому я не могла спокойно пройти мимо «Деревенского дневника эдвардианской леди» художницы Эдит Холден. Ведь эта книга до краёв наполнена восхитительными акварельными рисунками цветов, листьев и веточек, насекомых и птиц, а также стихами английских поэтов. Несколько дней  я не расставалась с новой книгой, читала всю информацию об Эдит Холден и ее «Дневнике», которую только могла найти в интернете, смотрела сериал ВВС о жизни художницы, снятый в 1984 году, ну и, конечно же, мне захотелось перевести «Дневник» на русский язык. Поделюсь с читателями иллюстрациями и записями из книги и расскажу об Эдит.

Вот удивительно – жила-была художница, иллюстратор книг, одно время даже школьная учительница рисования. Ни в искусстве, ни в науке, ни в литературе не оставила после себя ничего выдающегося или неординарного,  жила так просто и обыкновенно, как миллионы других людей, затем, как и все, умерла (правда, трагически). И никто бы и не узнал о скромной художнице, если бы не тетрадка, пережившая свою хозяйку. Художница вела дневник наблюдений за природой – может, это был один из дневников, которые она вела на протяжении своей жизни, а, может, и единственный в своём роде – это нам неизвестно. В дневнике, который сохранился, Эдит Холден делала записи в течение 1906 года, заполняя его наблюдениями за природой, акварельными рисунками и любимыми стихотворениями. «Природные заметки за 1906 год» – так Эдит озаглавила свой альбом. Конечно, во время создания «Заметок» художница и не предполагала, что они когда-нибудь будут опубликованы. Лишь спустя семь десятилетий после написания, в 1977 году, «Природные заметки»  увидели свет, неся ностальгическое очарование исчезнувшего мира начала 20 века. Публикация имела ошеломляющий успех и воспринималась как подарок из прошлого. Дневник был переиздан в 2006 году к столетию оригинала.

Эдит Блэквелл Холден родилась 26 сентября 1871 года в городке Мосли (Moseley), округ Бирмингем, графство Уэст-Мидлендс. Своё второе имя – Блэквелл — Эдит получила в честь одной из первых женщин-врачей, Элизабет Блэквелл, сторонницы унитаризма и кузины Холденов. Ее отец, Артур Холден, был  владельцем Красильной фабрики «Артур Холден и Сыновья» на Брэдфорд-Стрит в Бирмингеме, слыл филантропом. Мать, Эмма Виринг, до замужества была гувернанткой, написала две книги о святых –«Детство Урсулы» и «Беатрис Св. Моса», которые были изданы Обществом по распространению знаний о христианстве.

Эдит Холден была ребенком викторианского времени, но она происходила из нетрадиционной семьи — они были последователями религиозного движения унитаризма с большим интересом к спиритизму. У Эдит были 3 сестры и 2 брата. Эдит и ее сёстры получили начальное образование дома. Трое из дочерей, Эдит, Виолет и Эвелин, позже получили стипендии на обучение в Школе Искусств Бирмингема. Виолет и Эвелин стали иллюстраторами. Эффи, самая старшая дочь, поехала в Швецию обучаться искусству в рамках Движения прикладного искусства. Эдит решила сосредоточиться на живописи животных и провела свой двадцатый год, обучаясь у художника Джозефа Адама в Школе Искусства Крейгмилла в Шотландии. Адам владел фермой на реке Тэй, на которой его студенты изучали жизнь животных и рисовали их. 

Конец  19 – начало 20 века, как в Европе так и в России, отмечены повышенным интересом к потустороннему миру духов и общению с ними. В моду вошли спиритизм и спиритуализм, медиумы, спиритические сеансы.  В 1904 году и семью Холденов не обошло модное течение и они стали спиритуалистами. Они регулярно  проводили спиритуалистические сеансы дома. В это время они жили в городке Олтон, в самом центре Англии, недалеко от Бирмингема, городской округ Солихалл.  Мать Эдит практиковала автоматическое письмо – бессознательную деятельность пишущего, действиями которого управляет, предположительно, умершее лицо. После смерти матери все Холдены продолжали общаться с её духом. Эдит и четыре её сестры принимали непосредственное участие в этих коммуникациями: в фильме о жизни Эдит Холден есть эпизод, в котором она в полумраке комнаты сидит за столом в медитативном состоянии и без остановки пишет. Жуткий фрагмент, на мой взгляд. В 1913 году, всего за несколько недель до собственной смерти, отец Эдит издал свой дневник с записями общений с духами, названный «Сообщения от Невидимого».

В течение 1905-09 учебных годов Эдит Холден каждую пятницу преподавала искусство в школе для девочек в Солихалле. В январе 1906 года, когда ей было 34 года, Эдит начала вести свои  заметки со стихами и эскизами.Это был, скорее, не дневник, а модель наблюдений за природой для ее учениц. Фактически книга была наглядным пособием для обучения, а не частной рукописью, которую предполагает слово «дневник». Эдит была переполнена и словами и рисунками. Возможно, она с таким трепетом и любовью вглядывалась в каждое растение, в каждый цветок, потому что у неё не было детей и всю свою любовь Эдит переносила на мир природы? Кто знает.

Её заметки демонстрируют обширое знание местной флоры и фауны — указатель растений и птиц на английском и латыни в конце книги занимает больше 8 страниц. В дневнике записаны стихотворения и поэмы более 40 английских авторов. больше всего отрывков из Э.Спенсера, Д.Инджелоу, Э.Б.Браунинг и У.Вордсворта — вероятно, это были любимые поэты и поэтессы Эдит. Есть цитаты и из произведений родоначальника жанра фэнтези Д.Макдональда, Р.Бёрнса, А.Тениссона, Китса, ну и, конечно, Шекспира… Так как книга велась целый календарный год, её можно считать фенологическим отчётом (фенология — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки) графства Уэст-Мидлендс за 1906 год.

Эдит, как и её сёстры, посвятила себя иллюстрации детских книг и книг о животных. В 1907-1910 годах она  иллюстрировала четыре тома журнала Национального Совета по Защите Животных «Друг животных». Затем были рисунки к книгам «Хлеб насущный» (1910) Маргарет Гэтти и «Лесные шепоты» (1911) Маргарет Ранкин, к серии детских книг «Животные вокруг нас», книге«Три грубые козы» (знаменитая норвежская сказка) и Ежегоднику для детей миссис Странг. Художественные работы Эдит часто выставлялись в Королевском художественном обществе в Бирмингеме (1890-1907) и в Королевской Академии искусств в 1907 и 1917 годах.

Почему Эдит долго не создавала семью, остаётся большой загадкой. В 1911 году в 40 лет она показала твёрдость характера и свободу взглядов в решении выйти замуж за человека тридцати трёх лет, скульптора по имени Альфред Эрнест Смит (родился в 1879 году). Брак не был одобрен ее семьей. Молодожены переехали в квартал художников в Челси, Лондон. Эрнест был главным помощником графини Феодоры Глейкэн (Lady Feodora Georgina Maud Gleichen). В студии графини во Дворце Св.Джеймса. Смиты, общались с ведущими художниками и скульпторами того времени. Эдит продолжала рисовать – ее картина «Игра Молодых Медведей» демонстрировалось в «Обществе поощрения художеств, производителей и торговли» (Royal Society of Arts) в 1917 году. Её знали  как г-жу Эрнест Смит, но свою работу в качестве иллюстратора она продолжала под именем Эдит Холден. Детей у супругов не было.

К сожалению, это всё, что известно о девяти годах семейной жизни до смерти Эдит.

Во вторник 16 марта 1920 года она была найдена утонувшей в реке Темзе. В понедельник утром Эдит жаловалась Эрнесту на головную боль, но это было весьма частой её жалобой и ей не придали большого значения. За завтраком говорили о предстоящем посещение друзей на Пасху (приходившую в 1920 году на 4 апреля), встречи с которыми Эдит очень ждала. Эрнест уехал в студию во Дворце св.Джеймса, жена сказала, что, вероятно, прогуляется позже у реки в Королевских ботанических садах Кью (Kew Gardens). Когда тем вечером Эрнест вернулся домой, его жены не было дома, но стол был накрыт для ужина, и Эрнест предположил, что Эдит проводит время в компании друзей. Только на следующее утро он узнал правду. Её тело было найдено в шесть часов утра во вторник. Следствие установило, что она хотела сорвать ветку каштанового дерева. Ветвь была вне досягаемости и Эдит попыталась отломить её при помощи зонтика, но упала в реку и утонула. Ей было 49 лет… Эрнест Смит до конца своей жизни так и не оправился от трагической смерти жены.

В середине 20 века художница Эдит Холден была забыта. Пока в 1977 году её внучатая племянница Ровенна Стотт, хранившая «Заметки» как семейную реликвию, не показала их издателям. Эта рукописная книга была опубликована в 1977 году в виде факсимиле под названием «Деревенский дневник эдвардианской леди» и стала бестселлером — к 2000 году было продано более 6 миллионов экземпляров. Позже был обнаружен дневник Эдит за 1905 год и издан в 1989 году под заголовком «Природные заметки эдвардианской леди», но он не имел такого успеха, как первая книга. Всё та же внучатая племянница в 1978 году добавила текст к изящным акварельным иллюстрациям Эдит Холден и издала детскую книгу «Праздник ежей» (The Hedgehog Feast). Единственная биография о художнице – «Эдвардианская леди: История Эдит Холден» — была написана Иной Тэйлор и опубликована в 1980 году. 

Книга Эдит Холден уникальна. Много ли найдётся сегодня людей, у которых есть время и желание наблюдать за миром природы, делать записи, рисовать картинки, добавлять стихи, откликающиеся в душе на эти природные явления и размышления?! Возможно, были другие натуралисты и романтичные авторы эдвардианской или других эпох, которые размышляли над сменой времён года, погодой и природой, делали записи и рисовали, но напечатаны единицы из подобных наблюдений. И хотя Эдит вела этот дневник не только для своего собственного удовольствия, но делала она это с большим трепетом и любовью,  добросовестно и с чувством. Если вы — любитель природы, вам нравятся акварельные рисунки или вы интересуетесь историей, я могу с радостью рекомендовать вам эту очаровательную книгу.

Вот немного цитат из «Деревенского дневника эдвардианской леди»:

Январь — назван в честь римского бога Януса, который изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях — как взгляд в прошлый и в грядущий год.

27 января. В саду примула, тубероза, зимний аконит, волчье лыко и подснежники все в цвету. Каждое утро и в течение дня поют птицы.

29 января. Сегодня в поле я нарвала  маргариток и видела несколько цветущих тисов. Прорастает молодая крапива, у некоторых растений показываются новые зеленые листочки — у наперстянки, левкойного желтушника, плюща. И крестовник уже зацвёл. Повсюду пашут и роют каналы. Для января это была удивительно умеренная погода.

Одетый в будничный наряд,

Ты к солнцу обращал свой взгляд.

Его теплу и свету рад,

Глядел на юг,

Не думая, что разорят

Твой мирный луг.

Горной маргаритке. Бёрнс.

«Среди всех цветов на лугу,

я больше всех люблю те белые с красным,

Что зовутся у нас  маргаритками». Джеффри Чосер

«Маргаритки пахнут, но очень странно». Флетчер

«Маргаритки, ваши простые цветочки украшают земляной покров, сверкая на бархатной земле как драгоценные камни». Джон Клэр.

«О, скромный, маленький цветок». Бёрнс

12 февраля. Сегодня я снова ходила посмотреть на черешчатую фиалку; аронник уже возвышается над землёй, а от корней фиалки тянутся вверх зелёные трубочки новых листьев. Земля в лесу покрыта крошечными всходами мускусницы. По дороге домой я нарвала утёсника.  Вязы как раз в цвету, а у ив показались белые серёжки — пока еще очень маленькие.

20 марта. Снова ходила на поле нарциссов. Бутоны как раз желтеют. Нашла 2 гнезда дроздов, оба в густых кустах; одно гнездо было пустым, на другом сидела птица. Она смотрела на меня такими смелыми блестящими глазами, что я не посмела потревожить её, хотя мне очень хотелось взглянуть на пёстрые голубые яйца. Нашла несколько зелёных цветов мускусницы.

7 апреля. Еще один великолепный день. Ездила на велосипеде в Ноул. По дороге нашла калужницу болотную и цветущий тёрн. Головастики вылупились из икринок и хаотично носятся по аквариуму, виляя своими короткими черными хвостиками. Пескарь, которого поместили в аквариум, полакомился многими из них на обед. Зацвела плющевидная будра.

15 июня. Птицы ещё поют по утрам и вечерам, но уже нет такого стройного хора, как месяц назад. Для ухода за большими семьями голодных птенчиков пернатые родители тратят очень много  времени и внимания. Часто на дорогах можно встретить городских ласточек, собирающих сырую землю для своих гнёзд. Их короткие ножки выглядят так, будто они надели белые носочки. Очень удивилась, увидев сегодня откос, полностью покрытый пурпурной наперстянкой. Впервые видела её цветущей.

16 июня. Встретила на вершине высокой ограды первый цветущий шиповник, розовый, и цветущую ежевику. Роза и жимолость полны бутонов, ноиз-за долгих холодов они в этом году запаздывают с цветением.

28 августа. Сегодня во время прогулки к выпасу рогатого скота к моим ногам взлетел бекас, а потом я увидела прогуливающегося кроншнепа. Когда скот пасся, вокруг по всему полю кружилось несколько скворцов, скорей всего, они летали за насекомыми, потревоженными животными. В Шотландии весь месяц почти не прекращались дожди, хотя в Англии октябрь — обычно один из самых солнечных месяцев.

1 октября. Тёплый, яркий день. Осталось уже не так много цветущих растений, я собрала сегодня несколько скабиоз и ясноток, и видела белый вьюнок на вершине ограды. Много ежевики и других ягод. Я принесла несколько веток ярко-алых ягод черной брионии и несколько веток с каштанами — для рисования.

3 октября. Стрижи улетели и уже несколько дней я не видела летающих городских ласточек. Еще до того, как я уехала из Пертшира (графство), я привыкла каждое утро видеть гнездо городских ласточек из окна моей спальни, наблюдать за сбором на крыше больших стай, готовых к отлёту. Кое-где ещё видны ласточки (другой вид — прим. Л.К.), но большинство уже улетели на юг.

10 октября. Сегодня по дороге в Элмдон парк я видела маленькие цветочки полевой вероники. Они, а еще ромашка, розовая смолёвка и несколько запоздалых цветочков ежевики были единственными дикими цветами, которые я сегодня встретила. Если погода тёплая, розовая смолёвка будет цвести всю зиму. Рябины в Элмонд парке сейчас великолепного цвета — верхняя листва темно-красная и алая, а нижняя — оранжевая. Некоторые деревья начинают менять окраску, но зеленый — всё ещё преобладающий цвет. Я принесла домой несколько гроздей рябины.

16 октября. Этим утром моя сестра прислала мне из Кестонского заповедника несколько  тёмно-красных поганок с белыми пятнышками. И хотя большая часть пострадала во время путешествия — все шляпки отвалилсь от ножек — мне удалось сделать эскиз парочки из них.

13 ноября. Жена егеря, проживающего по соседству с коттеджем, где я писала птиц, показала мне два красивых чучела козодоев, которых её муж подстрелил неподалёку. Я часто видела этих птиц в Дартмуре, в Суррее и в Камберленде, но я  не знала раньше, что они обитают и в этой части Англии.                                                       

27 декабря. В газетах сегодня сообщают, что вся Британия лежит под снегом — от севера до юга, впервые за 6 лет.

31 декабря. Хогмонай (языческий шотландский праздник последнего дня в году — прим. Л.К.). Утром температура повысилась, ветер переменился на юго-западный и всё предвещает приблажающуюся оттепель. В газетах пишут о больших снегопадах, отдалённые фермы и деревушки в Йоркшире, Восточном Лотиане и на высокогорье полностью изолированы глубоким снегом…

 

 

 

©Лилия Комиссарова

Фотографии из личного архива и с сайта об английских художниках.

 

Несколько месяцев назад на распродаже старых книг мне посчастливилось купить необычную книгу — факсимиле рукописного дневника одной английской дамы эдвардианской эпохи. Те читатели, которые знакомы с моими заметками о цветах, знают, что дары Флоры для меня – одна из больших радостей, чудес и красот в этом мире. И поэтому я не могла спокойно пройти мимо «Деревенского дневника эдвардианской леди» художницы Эдит Холден. Ведь эта книга до краёв наполнена восхитительными акварельными рисунками цветов, листьев и веточек, насекомых и птиц, а также стихами английских поэтов. Несколько дней  я не расставалась с новой книгой, читала всю информацию об Эдит Холден и ее «Дневнике», которую только могла найти в интернете, смотрела сериал ВВС о жизни художницы, снятый в 1984 году, ну и, конечно же, мне захотелось перевести «Дневник» на русский язык. Поделюсь с читателями иллюстрациями и записями из книги и расскажу об Эдит.

Вот удивительно – жила-была художница, иллюстратор книг, одно время даже школьная учительница рисования. Ни в искусстве, ни в науке, ни в литературе не оставила после себя ничего выдающегося или неординарного,  жила так просто и обыкновенно, как миллионы других людей, затем, как и все, умерла (правда, трагически). И никто бы и не узнал о скромной художнице, если бы не тетрадка, пережившая свою хозяйку. Художница вела дневник наблюдений за природой – может, это был один из дневников, которые она вела на протяжении своей жизни, а, может, и единственный в своём роде – это нам неизвестно. В дневнике, который сохранился, Эдит Холден делала записи в течение 1906 года, заполняя его наблюдениями за природой, акварельными рисунками и любимыми стихотворениями. «Природные заметки за 1906 год» – так Эдит озаглавила свой альбом. Конечно, во время создания «Заметок» художница и не предполагала, что они когда-нибудь будут опубликованы. Лишь спустя семь десятилетий после написания, в 1977 году, «Природные заметки»  увидели свет, неся ностальгическое очарование исчезнувшего мира начала 20 века. Публикация имела ошеломляющий успех и воспринималась как подарок из прошлого. Дневник был переиздан в 2006 году к столетию оригинала.

Эдит Блэквелл Холден родилась 26 сентября 1871 года в городке Мосли (Moseley), округ Бирмингем, графство Уэст-Мидлендс. Своё второе имя – Блэквелл — Эдит получила в честь одной из первых женщин-врачей, Элизабет Блэквелл, сторонницы унитаризма и кузины Холденов. Ее отец, Артур Холден, был  владельцем Красильной фабрики «Артур Холден и Сыновья» на Брэдфорд-Стрит в Бирмингеме, слыл филантропом. Мать, Эмма Виринг, до замужества была гувернанткой, написала две книги о святых –«Детство Урсулы» и «Беатрис Св. Моса», которые были изданы Обществом по распространению знаний о христианстве.

Эдит Холден была ребенком викторианского времени, но она происходила из нетрадиционной семьи — они были последователями религиозного движения унитаризма с большим интересом к спиритизму. У Эдит были 3 сестры и 2 брата. Эдит и ее сёстры получили начальное образование дома. Трое из дочерей, Эдит, Виолет и Эвелин, позже получили стипендии на обучение в Школе Искусств Бирмингема. Виолет и Эвелин стали иллюстраторами. Эффи, самая старшая дочь, поехала в Швецию обучаться искусству в рамках Движения прикладного искусства. Эдит решила сосредоточиться на живописи животных и провела свой двадцатый год, обучаясь у художника Джозефа Адама в Школе Искусства Крейгмилла в Шотландии. Адам владел фермой на реке Тэй, на которой его студенты изучали жизнь животных и рисовали их. 

Конец  19 – начало 20 века, как в Европе так и в России, отмечены повышенным интересом к потустороннему миру духов и общению с ними. В моду вошли спиритизм и спиритуализм, медиумы, спиритические сеансы.  В 1904 году и семью Холденов не обошло модное течение и они стали спиритуалистами. Они регулярно  проводили спиритуалистические сеансы дома. В это время они жили в городке Олтон, в самом центре Англии, недалеко от Бирмингема, городской округ Солихалл.  Мать Эдит практиковала автоматическое письмо – бессознательную деятельность пишущего, действиями которого управляет, предположительно, умершее лицо. После смерти матери все Холдены продолжали общаться с её духом. Эдит и четыре её сестры принимали непосредственное участие в этих коммуникациями: в фильме о жизни Эдит Холден есть эпизод, в котором она в полумраке комнаты сидит за столом в медитативном состоянии и без остановки пишет. Жуткий фрагмент, на мой взгляд. В 1913 году, всего за несколько недель до собственной смерти, отец Эдит издал свой дневник с записями общений с духами, названный «Сообщения от Невидимого».

В течение 1905-09 учебных годов Эдит Холден каждую пятницу преподавала искусство в школе для девочек в Солихалле. В январе 1906 года, когда ей было 34 года, Эдит начала вести свои  заметки со стихами и эскизами.Это был, скорее, не дневник, а модель наблюдений за природой для ее учениц. Фактически книга была наглядным пособием для обучения, а не частной рукописью, которую предполагает слово «дневник». Эдит была переполнена и словами и рисунками. Возможно, она с таким трепетом и любовью вглядывалась в каждое растение, в каждый цветок, потому что у неё не было детей и всю свою любовь Эдит переносила на мир природы? Кто знает.

Её заметки демонстрируют обширое знание местной флоры и фауны — указатель растений и птиц на английском и латыни в конце книги занимает больше 8 страниц. В дневнике записаны стихотворения и поэмы более 40 английских авторов. больше всего отрывков из Э.Спенсера, Д.Инджелоу, Э.Б.Браунинг и У.Вордсворта — вероятно, это были любимые поэты и поэтессы Эдит. Есть цитаты и из произведений родоначальника жанра фэнтези Д.Макдональда, Р.Бёрнса, А.Тениссона, Китса, ну и, конечно, Шекспира… Так как книга велась целый календарный год, её можно считать фенологическим отчётом (фенология — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки) графства Уэст-Мидлендс за 1906 год.

Эдит, как и её сёстры, посвятила себя иллюстрации детских книг и книг о животных. В 1907-1910 годах она  иллюстрировала четыре тома журнала Национального Совета по Защите Животных «Друг животных». Затем были рисунки к книгам «Хлеб насущный» (1910) Маргарет Гэтти и «Лесные шепоты» (1911) Маргарет Ранкин, к серии детских книг «Животные вокруг нас», книге«Три грубые козы» (знаменитая норвежская сказка) и Ежегоднику для детей миссис Странг. Художественные работы Эдит часто выставлялись в Королевском художественном обществе в Бирмингеме (1890-1907) и в Королевской Академии искусств в 1907 и 1917 годах.

Почему Эдит долго не создавала семью, остаётся большой загадкой. В 1911 году в 40 лет она показала твёрдость характера и свободу взглядов в решении выйти замуж за человека тридцати трёх лет, скульптора по имени Альфред Эрнест Смит (родился в 1879 году). Брак не был одобрен ее семьей. Молодожены переехали в квартал художников в Челси, Лондон. Эрнест был главным помощником графини Феодоры Глейкэн (Lady Feodora Georgina Maud Gleichen). В студии графини во Дворце Св.Джеймса. Смиты, общались с ведущими художниками и скульпторами того времени. Эдит продолжала рисовать – ее картина «Игра Молодых Медведей» демонстрировалось в «Обществе поощрения художеств, производителей и торговли» (Royal Society of Arts) в 1917 году. Её знали  как г-жу Эрнест Смит, но свою работу в качестве иллюстратора она продолжала под именем Эдит Холден. Детей у супругов не было.

К сожалению, это всё, что известно о девяти годах семейной жизни до смерти Эдит.

Во вторник 16 марта 1920 года она была найдена утонувшей в реке Темзе. В понедельник утром Эдит жаловалась Эрнесту на головную боль, но это было весьма частой её жалобой и ей не придали большого значения. За завтраком говорили о предстоящем посещение друзей на Пасху (приходившую в 1920 году на 4 апреля), встречи с которыми Эдит очень ждала. Эрнест уехал в студию во Дворце св.Джеймса, жена сказала, что, вероятно, прогуляется позже у реки в Королевских ботанических садах Кью (Kew Gardens). Когда тем вечером Эрнест вернулся домой, его жены не было дома, но стол был накрыт для ужина, и Эрнест предположил, что Эдит проводит время в компании друзей. Только на следующее утро он узнал правду. Её тело было найдено в шесть часов утра во вторник. Следствие установило, что она хотела сорвать ветку каштанового дерева. Ветвь была вне досягаемости и Эдит попыталась отломить её при помощи зонтика, но упала в реку и утонула. Ей было 49 лет… Эрнест Смит до конца своей жизни так и не оправился от трагической смерти жены.

В середине 20 века художница Эдит Холден была забыта. Пока в 1977 году её внучатая племянница Ровенна Стотт, хранившая «Заметки» как семейную реликвию, не показала их издателям. Эта рукописная книга была опубликована в 1977 году в виде факсимиле под названием «Деревенский дневник эдвардианской леди» и стала бестселлером — к 2000 году было продано более 6 миллионов экземпляров. Позже был обнаружен дневник Эдит за 1905 год и издан в 1989 году под заголовком «Природные заметки эдвардианской леди», но он не имел такого успеха, как первая книга. Всё та же внучатая племянница в 1978 году добавила текст к изящным акварельным иллюстрациям Эдит Холден и издала детскую книгу «Праздник ежей» (The Hedgehog Feast). Единственная биография о художнице – «Эдвардианская леди: История Эдит Холден» — была написана Иной Тэйлор и опубликована в 1980 году. 

Книга Эдит Холден уникальна. Много ли найдётся сегодня людей, у которых есть время и желание наблюдать за миром природы, делать записи, рисовать картинки, добавлять стихи, откликающиеся в душе на эти природные явления и размышления?! Возможно, были другие натуралисты и романтичные авторы эдвардианской или других эпох, которые размышляли над сменой времён года, погодой и природой, делали записи и рисовали, но напечатаны единицы из подобных наблюдений. И хотя Эдит вела этот дневник не только для своего собственного удовольствия, но делала она это с большим трепетом и любовью,  добросовестно и с чувством. Если вы — любитель природы, вам нравятся акварельные рисунки или вы интересуетесь историей, я могу с радостью рекомендовать вам эту очаровательную книгу.

Вот немного цитат из «Деревенского дневника эдвардианской леди»:

Январь — назван в честь римского бога Януса, который изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях — как взгляд в прошлый и в грядущий год.

27 января. В саду примула, тубероза, зимний аконит, волчье лыко и подснежники все в цвету. Каждое утро и в течение дня поют птицы.

29 января. Сегодня в поле я нарвала  маргариток и видела несколько цветущих тисов. Прорастает молодая крапива, у некоторых растений показываются новые зеленые листочки — у наперстянки, левкойного желтушника, плюща. И крестовник уже зацвёл. Повсюду пашут и роют каналы. Для января это была удивительно умеренная погода.

Одетый в будничный наряд,

Ты к солнцу обращал свой взгляд.

Его теплу и свету рад,

Глядел на юг,

Не думая, что разорят

Твой мирный луг.

Горной маргаритке. Бёрнс.

«Среди всех цветов на лугу,

я больше всех люблю те белые с красным,

Что зовутся у нас  маргаритками». Джеффри Чосер

«Маргаритки пахнут, но очень странно». Флетчер

«Маргаритки, ваши простые цветочки украшают земляной покров, сверкая на бархатной земле как драгоценные камни». Джон Клэр.

«О, скромный, маленький цветок». Бёрнс

12 февраля. Сегодня я снова ходила посмотреть на черешчатую фиалку; аронник уже возвышается над землёй, а от корней фиалки тянутся вверх зелёные трубочки новых листьев. Земля в лесу покрыта крошечными всходами мускусницы. По дороге домой я нарвала утёсника.  Вязы как раз в цвету, а у ив показались белые серёжки — пока еще очень маленькие.

20 марта. Снова ходила на поле нарциссов. Бутоны как раз желтеют. Нашла 2 гнезда дроздов, оба в густых кустах; одно гнездо было пустым, на другом сидела птица. Она смотрела на меня такими смелыми блестящими глазами, что я не посмела потревожить её, хотя мне очень хотелось взглянуть на пёстрые голубые яйца. Нашла несколько зелёных цветов мускусницы.

7 апреля. Еще один великолепный день. Ездила на велосипеде в Ноул. По дороге нашла калужницу болотную и цветущий тёрн. Головастики вылупились из икринок и хаотично носятся по аквариуму, виляя своими короткими черными хвостиками. Пескарь, которого поместили в аквариум, полакомился многими из них на обед. Зацвела плющевидная будра.

15 июня. Птицы ещё поют по утрам и вечерам, но уже нет такого стройного хора, как месяц назад. Для ухода за большими семьями голодных птенчиков пернатые родители тратят очень много  времени и внимания. Часто на дорогах можно встретить городских ласточек, собирающих сырую землю для своих гнёзд. Их короткие ножки выглядят так, будто они надели белые носочки. Очень удивилась, увидев сегодня откос, полностью покрытый пурпурной наперстянкой. Впервые видела её цветущей.

16 июня. Встретила на вершине высокой ограды первый цветущий шиповник, розовый, и цветущую ежевику. Роза и жимолость полны бутонов, ноиз-за долгих холодов они в этом году запаздывают с цветением.

28 августа. Сегодня во время прогулки к выпасу рогатого скота к моим ногам взлетел бекас, а потом я увидела прогуливающегося кроншнепа. Когда скот пасся, вокруг по всему полю кружилось несколько скворцов, скорей всего, они летали за насекомыми, потревоженными животными. В Шотландии весь месяц почти не прекращались дожди, хотя в Англии октябрь — обычно один из самых солнечных месяцев.

1 октября. Тёплый, яркий день. Осталось уже не так много цветущих растений, я собрала сегодня несколько скабиоз и ясноток, и видела белый вьюнок на вершине ограды. Много ежевики и других ягод. Я принесла несколько веток ярко-алых ягод черной брионии и несколько веток с каштанами — для рисования.

3 октября. Стрижи улетели и уже несколько дней я не видела летающих городских ласточек. Еще до того, как я уехала из Пертшира (графство), я привыкла каждое утро видеть гнездо городских ласточек из окна моей спальни, наблюдать за сбором на крыше больших стай, готовых к отлёту. Кое-где ещё видны ласточки (другой вид — прим. Л.К.), но большинство уже улетели на юг.

10 октября. Сегодня по дороге в Элмдон парк я видела маленькие цветочки полевой вероники. Они, а еще ромашка, розовая смолёвка и несколько запоздалых цветочков ежевики были единственными дикими цветами, которые я сегодня встретила. Если погода тёплая, розовая смолёвка будет цвести всю зиму. Рябины в Элмонд парке сейчас великолепного цвета — верхняя листва темно-красная и алая, а нижняя — оранжевая. Некоторые деревья начинают менять окраску, но зеленый — всё ещё преобладающий цвет. Я принесла домой несколько гроздей рябины.

16 октября. Этим утром моя сестра прислала мне из Кестонского заповедника несколько  тёмно-красных поганок с белыми пятнышками. И хотя большая часть пострадала во время путешествия — все шляпки отвалилсь от ножек — мне удалось сделать эскиз парочки из них.

13 ноября. Жена егеря, проживающего по соседству с коттеджем, где я писала птиц, показала мне два красивых чучела козодоев, которых её муж подстрелил неподалёку. Я часто видела этих птиц в Дартмуре, в Суррее и в Камберленде, но я  не знала раньше, что они обитают и в этой части Англии.                                                       

27 декабря. В газетах сегодня сообщают, что вся Британия лежит под снегом — от севера до юга, впервые за 6 лет.

31 декабря. Хогмонай (языческий шотландский праздник последнего дня в году — прим. Л.К.). Утром температура повысилась, ветер переменился на юго-западный и всё предвещает приблажающуюся оттепель. В газетах пишут о больших снегопадах, отдалённые фермы и деревушки в Йоркшире, Восточном Лотиане и на высокогорье полностью изолированы глубоким снегом…

 

 

 

©Лилия Комиссарова

Фотографии из личного архива и с сайта об английских художниках.

 

Деревенский дневник эдвардианской леди

Несколько месяцев назад на распродаже старых книг мне посчастливилось купить необычную книгу — факсимиле рукописного дневника одной английской дамы эдвардианской эпохи. Те читатели, которые знакомы с моими заметками о цветах, знают, что дары Флоры для меня – одна из больших радостей, чудес и красот в этом мире. И поэтому я не могла спокойно пройти мимо «Деревенского дневника эдвардианской леди» художницы Эдит Холден. Ведь эта книга до краёв наполнена восхитительными акварельными рисунками цветов, листьев и веточек, насекомых и птиц, а также стихами английских поэтов. Несколько дней  я не расставалась с новой книгой, читала всю информацию об Эдит Холден и ее «Дневнике», которую только могла найти в интернете, смотрела сериал ВВС о жизни художницы, снятый в 1984 году, ну и, конечно же, мне захотелось перевести «Дневник» на русский язык. Поделюсь с читателями иллюстрациями и записями из книги и расскажу об Эдит.

Вот удивительно – жила-была художница, иллюстратор книг, одно время даже школьная учительница рисования. Ни в искусстве, ни в науке, ни в литературе не оставила после себя ничего выдающегося или неординарного,  жила так просто и обыкновенно, как миллионы других людей, затем, как и все, умерла (правда, трагически). И никто бы и не узнал о скромной художнице, если бы не тетрадка, пережившая свою хозяйку. Художница вела дневник наблюдений за природой – может, это был один из дневников, которые она вела на протяжении своей жизни, а, может, и единственный в своём роде – это нам неизвестно. В дневнике, который сохранился, Эдит Холден делала записи в течение 1906 года, заполняя его наблюдениями за природой, акварельными рисунками и любимыми стихотворениями. «Природные заметки за 1906 год» – так Эдит озаглавила свой альбом. Конечно, во время создания «Заметок» художница и не предполагала, что они когда-нибудь будут опубликованы. Лишь спустя семь десятилетий после написания, в 1977 году, «Природные заметки»  увидели свет, неся ностальгическое очарование исчезнувшего мира начала 20 века. Публикация имела ошеломляющий успех и воспринималась как подарок из прошлого. Дневник был переиздан в 2006 году к столетию оригинала.

Эдит Блэквелл Холден родилась 26 сентября 1871 года в городке Мосли (Moseley), округ Бирмингем, графство Уэст-Мидлендс. Своё второе имя – Блэквелл — Эдит получила в честь одной из первых женщин-врачей, Элизабет Блэквелл, сторонницы унитаризма и кузины Холденов. Ее отец, Артур Холден, был  владельцем Красильной фабрики «Артур Холден и Сыновья» на Брэдфорд-Стрит в Бирмингеме, слыл филантропом. Мать, Эмма Виринг, до замужества была гувернанткой, написала две книги о святых –«Детство Урсулы» и «Беатрис Св. Моса», которые были изданы Обществом по распространению знаний о христианстве.

Эдит Холден была ребенком викторианского времени, но она происходила из нетрадиционной семьи — они были последователями религиозного движения унитаризма с большим интересом к спиритизму. У Эдит были 3 сестры и 2 брата. Эдит и ее сёстры получили начальное образование дома. Трое из дочерей, Эдит, Виолет и Эвелин, позже получили стипендии на обучение в Школе Искусств Бирмингема. Виолет и Эвелин стали иллюстраторами. Эффи, самая старшая дочь, поехала в Швецию обучаться искусству в рамках Движения прикладного искусства. Эдит решила сосредоточиться на живописи животных и провела свой двадцатый год, обучаясь у художника Джозефа Адама в Школе Искусства Крейгмилла в Шотландии. Адам владел фермой на реке Тэй, на которой его студенты изучали жизнь животных и рисовали их. 

Конец  19 – начало 20 века, как в Европе так и в России, отмечены повышенным интересом к потустороннему миру духов и общению с ними. В моду вошли спиритизм и спиритуализм, медиумы, спиритические сеансы.  В 1904 году и семью Холденов не обошло модное течение и они стали спиритуалистами. Они регулярно  проводили спиритуалистические сеансы дома. В это время они жили в городке Олтон, в самом центре Англии, недалеко от Бирмингема, городской округ Солихалл.  Мать Эдит практиковала автоматическое письмо – бессознательную деятельность пишущего, действиями которого управляет, предположительно, умершее лицо. После смерти матери все Холдены продолжали общаться с её духом. Эдит и четыре её сестры принимали непосредственное участие в этих коммуникациями: в фильме о жизни Эдит Холден есть эпизод, в котором она в полумраке комнаты сидит за столом в медитативном состоянии и без остановки пишет. Жуткий фрагмент, на мой взгляд. В 1913 году, всего за несколько недель до собственной смерти, отец Эдит издал свой дневник с записями общений с духами, названный «Сообщения от Невидимого».

В течение 1905-09 учебных годов Эдит Холден каждую пятницу преподавала искусство в школе для девочек в Солихалле. В январе 1906 года, когда ей было 34 года, Эдит начала вести свои  заметки со стихами и эскизами.Это был, скорее, не дневник, а модель наблюдений за природой для ее учениц. Фактически книга была наглядным пособием для обучения, а не частной рукописью, которую предполагает слово «дневник». Эдит была переполнена и словами и рисунками. Возможно, она с таким трепетом и любовью вглядывалась в каждое растение, в каждый цветок, потому что у неё не было детей и всю свою любовь Эдит переносила на мир природы? Кто знает.

Её заметки демонстрируют обширое знание местной флоры и фауны — указатель растений и птиц на английском и латыни в конце книги занимает больше 8 страниц. В дневнике записаны стихотворения и поэмы более 40 английских авторов. больше всего отрывков из Э.Спенсера, Д.Инджелоу, Э.Б.Браунинг и У.Вордсворта — вероятно, это были любимые поэты и поэтессы Эдит. Есть цитаты и из произведений родоначальника жанра фэнтези Д.Макдональда, Р.Бёрнса, А.Тениссона, Китса, ну и, конечно, Шекспира… Так как книга велась целый календарный год, её можно считать фенологическим отчётом (фенология — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки) графства Уэст-Мидлендс за 1906 год.

Эдит, как и её сёстры, посвятила себя иллюстрации детских книг и книг о животных. В 1907-1910 годах она  иллюстрировала четыре тома журнала Национального Совета по Защите Животных «Друг животных». Затем были рисунки к книгам «Хлеб насущный» (1910) Маргарет Гэтти и «Лесные шепоты» (1911) Маргарет Ранкин, к серии детских книг «Животные вокруг нас», книге«Три грубые козы» (знаменитая норвежская сказка) и Ежегоднику для детей миссис Странг. Художественные работы Эдит часто выставлялись в Королевском художественном обществе в Бирмингеме (1890-1907) и в Королевской Академии искусств в 1907 и 1917 годах.

Почему Эдит долго не создавала семью, остаётся большой загадкой. В 1911 году в 40 лет она показала твёрдость характера и свободу взглядов в решении выйти замуж за человека тридцати трёх лет, скульптора по имени Альфред Эрнест Смит (родился в 1879 году). Брак не был одобрен ее семьей. Молодожены переехали в квартал художников в Челси, Лондон. Эрнест был главным помощником графини Феодоры Глейкэн (Lady Feodora Georgina Maud Gleichen). В студии графини во Дворце Св.Джеймса. Смиты, общались с ведущими художниками и скульпторами того времени. Эдит продолжала рисовать – ее картина «Игра Молодых Медведей» демонстрировалось в «Обществе поощрения художеств, производителей и торговли» (Royal Society of Arts) в 1917 году. Её знали  как г-жу Эрнест Смит, но свою работу в качестве иллюстратора она продолжала под именем Эдит Холден. Детей у супругов не было.

К сожалению, это всё, что известно о девяти годах семейной жизни до смерти Эдит.

Во вторник 16 марта 1920 года она была найдена утонувшей в реке Темзе. В понедельник утром Эдит жаловалась Эрнесту на головную боль, но это было весьма частой её жалобой и ей не придали большого значения. За завтраком говорили о предстоящем посещение друзей на Пасху (приходившую в 1920 году на 4 апреля), встречи с которыми Эдит очень ждала. Эрнест уехал в студию во Дворце св.Джеймса, жена сказала, что, вероятно, прогуляется позже у реки в Королевских ботанических садах Кью (Kew Gardens). Когда тем вечером Эрнест вернулся домой, его жены не было дома, но стол был накрыт для ужина, и Эрнест предположил, что Эдит проводит время в компании друзей. Только на следующее утро он узнал правду. Её тело было найдено в шесть часов утра во вторник. Следствие установило, что она хотела сорвать ветку каштанового дерева. Ветвь была вне досягаемости и Эдит попыталась отломить её при помощи зонтика, но упала в реку и утонула. Ей было 49 лет… Эрнест Смит до конца своей жизни так и не оправился от трагической смерти жены.

В середине 20 века художница Эдит Холден была забыта. Пока в 1977 году её внучатая племянница Ровенна Стотт, хранившая «Заметки» как семейную реликвию, не показала их издателям. Эта рукописная книга была опубликована в 1977 году в виде факсимиле под названием «Деревенский дневник эдвардианской леди» и стала бестселлером — к 2000 году было продано более 6 миллионов экземпляров. Позже был обнаружен дневник Эдит за 1905 год и издан в 1989 году под заголовком «Природные заметки эдвардианской леди», но он не имел такого успеха, как первая книга. Всё та же внучатая племянница в 1978 году добавила текст к изящным акварельным иллюстрациям Эдит Холден и издала детскую книгу «Праздник ежей» (The Hedgehog Feast). Единственная биография о художнице – «Эдвардианская леди: История Эдит Холден» — была написана Иной Тэйлор и опубликована в 1980 году. 

Книга Эдит Холден уникальна. Много ли найдётся сегодня людей, у которых есть время и желание наблюдать за миром природы, делать записи, рисовать картинки, добавлять стихи, откликающиеся в душе на эти природные явления и размышления?! Возможно, были другие натуралисты и романтичные авторы эдвардианской или других эпох, которые размышляли над сменой времён года, погодой и природой, делали записи и рисовали, но напечатаны единицы из подобных наблюдений. И хотя Эдит вела этот дневник не только для своего собственного удовольствия, но делала она это с большим трепетом и любовью,  добросовестно и с чувством. Если вы — любитель природы, вам нравятся акварельные рисунки или вы интересуетесь историей, я могу с радостью рекомендовать вам эту очаровательную книгу.

Вот немного цитат из «Деревенского дневника эдвардианской леди»:

Январь — назван в честь римского бога Януса, который изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях — как взгляд в прошлый и в грядущий год.

27 января. В саду примула, тубероза, зимний аконит, волчье лыко и подснежники все в цвету. Каждое утро и в течение дня поют птицы.

29 января. Сегодня в поле я нарвала  маргариток и видела несколько цветущих тисов. Прорастает молодая крапива, у некоторых растений показываются новые зеленые листочки — у наперстянки, левкойного желтушника, плюща. И крестовник уже зацвёл. Повсюду пашут и роют каналы. Для января это была удивительно умеренная погода.

Одетый в будничный наряд,

Ты к солнцу обращал свой взгляд.

Его теплу и свету рад,

Глядел на юг,

Не думая, что разорят

Твой мирный луг.

Горной маргаритке. Бёрнс.

«Среди всех цветов на лугу,

я больше всех люблю те белые с красным,

Что зовутся у нас  маргаритками». Джеффри Чосер

«Маргаритки пахнут, но очень странно». Флетчер

«Маргаритки, ваши простые цветочки украшают земляной покров, сверкая на бархатной земле как драгоценные камни». Джон Клэр.

«О, скромный, маленький цветок». Бёрнс

12 февраля. Сегодня я снова ходила посмотреть на черешчатую фиалку; аронник уже возвышается над землёй, а от корней фиалки тянутся вверх зелёные трубочки новых листьев. Земля в лесу покрыта крошечными всходами мускусницы. По дороге домой я нарвала утёсника.  Вязы как раз в цвету, а у ив показались белые серёжки — пока еще очень маленькие.

20 марта. Снова ходила на поле нарциссов. Бутоны как раз желтеют. Нашла 2 гнезда дроздов, оба в густых кустах; одно гнездо было пустым, на другом сидела птица. Она смотрела на меня такими смелыми блестящими глазами, что я не посмела потревожить её, хотя мне очень хотелось взглянуть на пёстрые голубые яйца. Нашла несколько зелёных цветов мускусницы.

7 апреля. Еще один великолепный день. Ездила на велосипеде в Ноул. По дороге нашла калужницу болотную и цветущий тёрн. Головастики вылупились из икринок и хаотично носятся по аквариуму, виляя своими короткими черными хвостиками. Пескарь, которого поместили в аквариум, полакомился многими из них на обед. Зацвела плющевидная будра.

15 июня. Птицы ещё поют по утрам и вечерам, но уже нет такого стройного хора, как месяц назад. Для ухода за большими семьями голодных птенчиков пернатые родители тратят очень много  времени и внимания. Часто на дорогах можно встретить городских ласточек, собирающих сырую землю для своих гнёзд. Их короткие ножки выглядят так, будто они надели белые носочки. Очень удивилась, увидев сегодня откос, полностью покрытый пурпурной наперстянкой. Впервые видела её цветущей.

16 июня. Встретила на вершине высокой ограды первый цветущий шиповник, розовый, и цветущую ежевику. Роза и жимолость полны бутонов, ноиз-за долгих холодов они в этом году запаздывают с цветением.

28 августа. Сегодня во время прогулки к выпасу рогатого скота к моим ногам взлетел бекас, а потом я увидела прогуливающегося кроншнепа. Когда скот пасся, вокруг по всему полю кружилось несколько скворцов, скорей всего, они летали за насекомыми, потревоженными животными. В Шотландии весь месяц почти не прекращались дожди, хотя в Англии октябрь — обычно один из самых солнечных месяцев.

1 октября. Тёплый, яркий день. Осталось уже не так много цветущих растений, я собрала сегодня несколько скабиоз и ясноток, и видела белый вьюнок на вершине ограды. Много ежевики и других ягод. Я принесла несколько веток ярко-алых ягод черной брионии и несколько веток с каштанами — для рисования.

3 октября. Стрижи улетели и уже несколько дней я не видела летающих городских ласточек. Еще до того, как я уехала из Пертшира (графство), я привыкла каждое утро видеть гнездо городских ласточек из окна моей спальни, наблюдать за сбором на крыше больших стай, готовых к отлёту. Кое-где ещё видны ласточки (другой вид — прим. Л.К.), но большинство уже улетели на юг.

10 октября. Сегодня по дороге в Элмдон парк я видела маленькие цветочки полевой вероники. Они, а еще ромашка, розовая смолёвка и несколько запоздалых цветочков ежевики были единственными дикими цветами, которые я сегодня встретила. Если погода тёплая, розовая смолёвка будет цвести всю зиму. Рябины в Элмонд парке сейчас великолепного цвета — верхняя листва темно-красная и алая, а нижняя — оранжевая. Некоторые деревья начинают менять окраску, но зеленый — всё ещё преобладающий цвет. Я принесла домой несколько гроздей рябины.

16 октября. Этим утром моя сестра прислала мне из Кестонского заповедника несколько  тёмно-красных поганок с белыми пятнышками. И хотя большая часть пострадала во время путешествия — все шляпки отвалилсь от ножек — мне удалось сделать эскиз парочки из них.

13 ноября. Жена егеря, проживающего по соседству с коттеджем, где я писала птиц, показала мне два красивых чучела козодоев, которых её муж подстрелил неподалёку. Я часто видела этих птиц в Дартмуре, в Суррее и в Камберленде, но я  не знала раньше, что они обитают и в этой части Англии.                                                       

27 декабря. В газетах сегодня сообщают, что вся Британия лежит под снегом — от севера до юга, впервые за 6 лет.

31 декабря. Хогмонай (языческий шотландский праздник последнего дня в году — прим. Л.К.). Утром температура повысилась, ветер переменился на юго-западный и всё предвещает приблажающуюся оттепель. В газетах пишут о больших снегопадах, отдалённые фермы и деревушки в Йоркшире, Восточном Лотиане и на высокогорье полностью изолированы глубоким снегом…

 

 

 

©Лилия Комиссарова

Фотографии из личного архива и с сайта об английских художниках.